С введением в действие новых законодательных актов существенно изменился подход к назначению и организации судебномедицинских экспертиз. Федеральным законом от 28.06.2009 № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) и Федеральный закон от 31.05.2001 года.
№ 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее — Закон № 73-ФЗ) включены нормы об ответственности экспертов и руководителей судебно-экспертных учреждений за немотивированное нарушение сроков представления экспертного заключения в виде штрафа. Введены также нормы, запрещающие эксперту или судебно-экспертному учреждению отказываться от проведения экспертизы в установленный судом срок в связи с отказом стороны по делу произвести оплату экспертизы до ее проведения. В соответствии с этими изменениями суды уже с июля 2009 г. при назначении экспертиз по гражданским делам устанавливают для экспертов и судебно-экспертных учреждений срок производства судебной экспертизы.
Изменения были вызваны желанием законодателя устранить нарушения прав участников судопроизводства, заключающиеся в необоснованном затягивании сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел. Данная проблема также отражена в постановлении VII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования" и в многочисленных решениях Европейского суда по правам человека.
Срок производства экспертизы
Согласно изменениям, внесенным законодателем в ч. 1 ст. 80 ГПК РФ и в ст. 14 Закона № 73-ФЗ, срок производства судебной экспертизы устанавливается судом путем указания в определении о назначении экспертизы даты, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу. К сожалению, изменения не дают ответа на вопрос, чем должен руководствоваться суд при определении этой даты. Представляется, что решение вопроса сложности той или иной экспертизы и временных затрат на ее производство находится вне компетенции суда.
Часть судей понимает это, поэтому перед вынесением определения о назначении экспертизы срок ее исполнения согласовывается с заведующим отделом или руководителем бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), а производство по делу в соответствии со ст. 216 ГПК РФ приостанавливается. Остальные определяют срок производства экспертиз от двух до четырех недель, руководствуясь, видимо, исключительно положением
Предлагаем анализ дел в отношении медработников, которых обвиняли в служебных подлогах по статье 292 УК. Старший юрист практики фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп» проанализировала судебную практику по вопросу за 2024 год. Читайте, каких медработников и за какие действия привлекали к уголовной ответственности и какие приговоры выносили суды.
ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, в которой говорится, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены Кодексом.
До внесения в процессуальное законодательство соответствующих
изменений стандартная процедура назначения и производства экспертиз включала вынесение судом определения о назначении экспертизы с одновременным приостановлением производства по делу в порядке ст. 216 ГПК РФ. Это позволяло суду сколь угодно долго ожидать заключения эксперта, не нарушая сроков рассмотрения гражданского дела, установленных ст. 154 ГПК РФ, поскольку приостановление производства по делу приостанавливало также и течение срока рассмотрения дела (ст. 110 ГПК РФ). На практике это иногда приводило к тому, что производство по делу приостанавливалось на многие месяцы, что отнюдь не способствовало "своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел" — реализации одной из фундаментальных
задач гражданского судопроизводства. Более того, в условиях загруженности экспертных учреждений сложилась практика приоритетного исполнения определений о производстве экспертизы по уголовным делам, тогда как все прочие откладывались "в долгий ящик". При этом суд, не имеющий материально-правового интереса в рассматриваемом деле, не испытывал негативных последствий такого ожидания. Очевидно, что именно недовольство сторон гражданского судопроизводства послужило поводом для обсуждения обозначенных проблем на совещаниях представителей судейского сообщества и дальнейшей корректировки процессуального законодательства.
Учитывая все многообразие факторов, которое нередко невозможно предвидеть на этапе подготовки к производству экспертизы, представляется, что законодателю следовало определить срок производства экспертизы путем установления периода, в течение которого она должна быть выполнена. Фактически это уже сделано в ст. 30 Закона № 73-ФЗ, где говорится, что лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по местонахождению указанного стационара еще на 30 дней. По существу, статья устанавливает срок производства экспертиз данного вида.
Возможность проведения экспертизы
Необходимо отметить, что с исполнением определений о назначении экспертизы могут возникнуть проблемы, поскольку суд не всегда обладает достаточными сведениями о наличии в конкретном экспертном учреждении экспертов соответствующих специальностей. Положения ст. 79 ГПК РФ обязывают суд самостоятельно принять окончательное решение о кандидатуре эксперта (или о компетентном экспертном учреждении). Иногда это приводит к тому, что суд, не имеющий достоверных сведений о возможностях известного ему экспертного учреждения ("стандартно" избираемого для производства экспертизы в случае, когда альтернатива никем не предложена), спустя некоторое время получает отказ этого учреждения от производства экспертизы в связи с отсутствием технических возможностей или кадров. Процессуальный порядок действий суда в этой ситуации очевиден: возобновление производства по делу и назначение судебного заседания для решения вопроса о замене эксперта. При этом срок рассмотрения дела из-за этого неизбежно сокращается на период времени с момента возобновления производства по делу и до вынесения следующего определения о назначении экспертизы с очередным приостановлением производства по делу. Такой порядок не способствует соблюдению сроков рассмотрения гражданских дел.
Представляется, что нормы ГПК РФ о назначении и производстве экспертизы следует рассматривать в контексте общего правила о распределении бремени доказывания, закрепленного ст. 56 Кодекса. То есть, реализуя принцип состязательности гражданского судопроизводства, спорящие стороны должны сами ходатайствовать о назначении экспертизы; назначение экспертизы по инициативе суда должно быть исключением из общего правила и применяться только в неисковых видах процесса. Следовательно, именно инициатор проведения экспертизы должен позаботиться о том, чтобы она была поручена экспертному учреждению, располагающему необходимым оборудованием и имеющему в штате соответствующих экспертов, и т. п. Если сторона по делу добросовестно реализует свои процессуальные права, то именно она должна предвидеть возможность назначения экспертизы, ходатайствовать об этом и заблаговременно получить у соответствующего экспертного учреждения документ, подтверждающий наличие условий для ее проведения. Если это правило будет закреплено в процессуальном законодательстве, то отказы экспертных учреждений от производства экспертизы по объективным причинам будут исключены. Пока подобное поведение — лишь доброе пожелание участникам процесса.
Оплата экспертизы
В соответствии с ч. 3 ст. 95 ГПК РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. То есть данная норма определяет круг экспертов, труд которых оплачивается за рамками их основной деятельности, иными словами работу внешних специалистов. Сторону, которая оплачивает экспертизу, определяет суд в соответствии со ст. 80 ГПК РФ, что должно отражаться в определении о назначении экспертизы.
В часть 2 ст. 85 ГПК РФ и ст. 16 Закона № 73-ФЗ было внесено изменение, согласно которому эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести предоплату экспертизы. Следует отметить, что до внесения упомянутых изменений в ст. 85 ГПК РФ в случае отказа обязанной стороны оплатить экспертизу экспертное учреждение возвращало в суд все полученные документы вместе со счетом на оплату экспертизы. Затем расходы на оплату экспертизы взыскивались принудительно в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. Таким образом, производство экспертизы без предварительной оплаты было исключено. Однако этим могла воспользоваться недобросовестная сторона по делу. Она всячески уклонялась от оплаты экспертизы (в том числе используя пробелы в законодательстве), максимально оттягивая момент вынесения неблагоприятного для нее судебного решения. На сроках рассмотрения дела такое поведение не сказывалось, но приводило к нарушению прав другой стороны по делу.
Не возникало сложностей на региональном уровне, если суд определял источником оплаты средства федерального бюджета, выделенные
региональному Управлению Судебного департамента (УСД) на цели финансирования процессуальных издержек. До последнего времени экспертное учреждение заключало договор возмездного оказания услуг с УСД для оплаты работы внешнего эксперта и после окончания экспертизы направляло счет-фактуру и акт о выполненных работах в департамент. На основании этих документов средства перечислялись на счет экспертного учреждения, где внешний эксперт получал заработную плату.
В таких отношениях регулировалась только оплата работы внешних экспертов, но не сроки подготовки ими заключений. В связи с изменениями, внесенными законом, мы предложили судебному департаменту иной механизм регулирования отношений между судом, экспертным учреждением и внештатными экспертами. Именно он в настоящее время реализуется. При поступлении материалов дела в бюро СМЭ, как и прежде, действуя согласно ст. 15 Закона № 73-ФЗ, п. 3 ст. 85 ГПК РФ, руководитель ходатайствует о включении в состав экспертной комиссии специалистов клинического профиля необходимых специальностей, которых нет в штате бюро. В ходатайство мы предлагаем включить соответствующий договор между УСД и внешними экспертами, в котором, в том числе, будут определены сроки подготовки ими заключений. Таким образом, экспертное учреждение освобождается от обязательства исполнения работы внешними экспертами в установленный срок. Выполнение же экспертизы в целом по бюро СМЭ в течение одного месяца после предоставления всех необходимых объектов исследования, а также заключения внешних экспертов не вызывает каких-либо затруднений даже при известном кадровом дефиците.
Как видно, оплата экспертных исследований при назначении экспертиз по инициативе суда из средств федерального бюджета на сегодняшний день не порождает проблем. Иное дело, когда экспертиза назначается по инициативе одной из сторон и бремя оплаты возлагается на конкретное физическое лицо. Зная положение ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, заявитель не торопится с предоплатой либо фактически отказывается произвести ее до получения заключения, принимая во внимание длительность, а порой и невозможность процесса взыскания по исполнительному листу. При таком раскладе руководитель экспертного учреждения оказывается в сложной ситуации, выступая в роли недобросовестного работодателя, т. к. выплата вознаграждения внешним экспертам затягивается на несколько месяцев.
Обращает на себя внимание отсутствие судебных решений по исполнению положений ст. 96 ГПК РФ, согласно которой денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, стороной, заявившей соответствующую просьбу. Судам общей юрисдикции, как нам кажется, следует принять это во внимание. Ведв подобная проблема в рамках арбитражного процесса давно решена. Так, согласно ст. 108, 109 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные денежные суммы вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный судом. Если в установленный срок на счет суда не будут внесены данные денежные суммы, суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы в случае, когда дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.
Таким образом, процессуальное решение обозначенных в статье проблем существует, и можно предположить, что соответствующая судебная практика сложится в ближайшее время.
Материал проверен экспертами Актион Медицина